Представить сегодня уважающую себя фирму без своего логотипа просто невозможно.
Квинтессенция всего – направление деятельности, смысл, значение, кредо фирмы – все скрывается за этим маленьким значком. Имидж компании, представительский элемент, фирменный знак, несущий особый смысл для конкретной фирмы. Логотип (от др.-греч. λόγος – слово и τύπος – отпечаток). Современный логотип – это брэнд фирмы. Хотя в начале все было значительно проще.
5000 лет до н.э. – уже тогда великие первопроходцы китайцы начали ставить клейма на глиняную посуду – имя правителя и имя производителя остались в веках.
1000 лет спустя в Ассирии и Вавилоне мастера вырезали свои имена на камнях, из которых строили здания. Своего рода торговая марка, дошедшая до нас и сохранившая имена строителей того времени.
Греческие, римские, индийские мастера оставили свой след, увековечили себя на светильниках, амфорах, статуях, глине, камне, мраморе, обессмертили свои имена.
В средние века появилась марка гильдии – ремесленного объединения. Марки гильдии давали возможность мастерам одной местности и одной специализации бороться с конкурентами и быть первыми и главными поставщиками на своем рынке. Гильдия обладала монополией на производство определенного продукта. Но и ответственность была серьезная – качество гарантировалось, ни один мастер не мог подвести своих братьев по профессии, это было делом чести каждого.
А в XIII веке в Англии специальным указом маркировка продуктов производства стала обязательной для всех. Даже хлеб стали выпекать с персональным знаком, и если хлеб весил меньше положенного, знали, какого пекаря следует наказать.
В США со времен их рождения стали ставить клейма на скот для его идентификации. Со временем по этим клеймам выбирали лучшую породу. И в сегодняшней истории страны те старинные клейма, известные и прославленные, используют как показатель качества, они давно стали товарным знаком владельца, его логотипом, говорящим за себя.
С появлением фарфора посуда из этого материала маркировалась личным клеймом мастера, а позже с появлением известных по сей день фабрик – их клеймами. Кузнецовский , Мэйсенский фарфор и еще многие логотипы известны во всем мире.
Франция унаследовала множество печатей, фирменных знаков из Римской империи. Масонские, геральдические символы, печати частных владельцев собственности, клейма печатников… Извечная страсть к красоте и созданию ювелирных украшений привела к необходимости ставить клейма и на них. В XIII веке французских мастеров специальным декретом обязали клеймить серебряные и золотые украшения. Были созданы пробирные палаты, содержание драгоценного металла в сплаве необходимо было контролировать.
В России появление товарного знака, клейма связано с Киевской Русью. Конечно, началось все с гончарного производства. В XVII веке царским Уставом обязывали ставить клейма на свою продукцию, дабы отличать отечественное от иностранного и избегать плохого качества, потому как мастер нес ответственность за сделанное им. А указами Сената в середине XVIII века обязывали мастеров класть свои клейма для «лучшего распознавания доброты и исправности фабриканта». Тогда же был издан Указ о клеймении отечественных товаров особыми фабричными знаками, «со всеми благами и повинностями», там же прописывали уголовную ответственность за фальшивые клейма. Екатерина II продолжила работу в этом направлении – каждый фабрикант и мануфактурщик обязан был иметь свой штемпель или логотип, как бы мы сегодня сказали.
В 1830 году Сенат Российской империи принял Положение «О клеймении фабричных изделий». Товарные клейма (логотипы) должны были содержать имя, фамилию фабриканта и местонахождение фабрики. Обязательное клеймение товаров было отменено. Появился официальный реестр производителей, зарегистрировавших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур. В первый год их было всего 14, через год — 78, а к 1883 было зарегистрировано уже 2913 знаков. С 1857 года начинают регистрировать в России торговые марки иностранных фирм, за 25 лет их насчитывалось около 400.
Все это привело в конце концов к развитию промышленной графики, а затем и созданию логотипов и корпоративного дизайна.
XIX век – бурное развитие промышленности, конкуренция становится все сильнее. Надо искать выходы на рынок, значит, нужна реклама, нечто совершенно особое, не похожее на других: торговая марка, упаковка, привлекательный особый внешний вид, подача изделия, чтобы заманить покупателя.
Весь мир ринулся регистрировать торговые марки. В Великобритании первой зарегистрировалась пивоваренная компания Bass&Co выбрав торговой маркой красный треугольник. Ночь на 1 января 1876 г., проведенная перед дверью патентного бюро сотрудником компании Bass&Co, стоила того. Для еще двух сортов пива он зарегистрировал красный и коричневый ромб. Это первая в мире зарегистрированная торговая марка или логотип, действующая по сегодня, как и оба ромба.
Что же касается нашей страны, в 1965 году руководство СССР ратифицировало Парижскую конвенцию и Мадридское соглашение для международной защиты интеллектуальной собственности. Товарный знак или логотип стали широко использовать как маркетинговый инструмент. Реклама стала двигателем торговли и одним из самых важных элементов развития промышленности, торговли. Trademark (торговая марка) стала лозунгом и синонимом товарного знака, который используется для обозначения своего товара и средство ускорения сбыта. Россия прошла этап борьбы с подделками и использованием чужих торговых марок. Это печально известные 90-е годы. Страна активно с этим борется, старается продвигать свою продукцию и делать ее незаменимой для своих потребителей.
Механизма охраны торговых марок совершенствуются, Россия интегрируется в мировую экономику, отечественные брэнды и торговые марки становятся все больше известные и популярны, страна возвращает веру производителей в возможность защиты собственных прав и эффективность регистрации торговых марок.