Представить сегодня уважающую себя фирму без своего логотипа просто невозможно.
Квинтессенция всего – направление деятельности, смысл, значение, кредо фирмы – все скрывается за этим маленьким значком. Имидж компании, представительский элемент, фирменный знак, несущий особый смысл для конкретной фирмы. Логотип (от др.-греч. λόγος – слово и τύπος – отпечаток). Современный логотип – это брэнд фирмы. Хотя в начале все было значительно проще.

5000 лет до н.э. – уже тогда великие первопроходцы китайцы начали ставить клейма на глиняную посуду – имя правителя и имя производителя остались в веках.
1000 лет спустя в Ассирии и Вавилоне мастера вырезали свои имена на камнях, из которых строили здания. Своего рода торговая марка, дошедшая до нас и сохранившая имена строителей того времени.

Греческие, римские, индийские мастера оставили свой след, увековечили себя на светильниках, амфорах, статуях, глине, камне, мраморе, обессмертили свои имена.

Средневековый логотип
В средние века появилась марка гильдии – ремесленного объединения. Марки гильдии давали возможность мастерам одной местности и одной специализации бороться с конкурентами и быть первыми и главными поставщиками на своем рынке. Гильдия обладала монополией на производство определенного продукта. Но и ответственность была серьезная – качество гарантировалось, ни один мастер не мог подвести своих братьев по профессии, это было делом чести каждого.

А в XIII веке в Англии специальным указом маркировка продуктов производства стала обязательной для всех. Даже хлеб стали выпекать с персональным знаком, и если хлеб весил меньше положенного, знали, какого пекаря следует наказать.

В США со времен их рождения стали ставить клейма на скот для его идентификации. Со временем по этим клеймам выбирали лучшую породу. И в сегодняшней истории страны те старинные клейма, известные и прославленные, используют как показатель качества, они давно стали товарным знаком владельца, его логотипом, говорящим за себя.

С появлением фарфора посуда из этого материала маркировалась личным клеймом мастера, а позже с появлением известных по сей день фабрик – их клеймами. Кузнецовский , Мэйсенский фарфор и еще многие логотипы известны во всем мире.

Франция унаследовала множество печатей, фирменных знаков из Римской империи. Масонские, геральдические символы, печати частных владельцев собственности, клейма печатников… Извечная страсть к красоте и созданию ювелирных украшений привела к необходимости ставить клейма и на них. В XIII веке французских мастеров специальным декретом обязали клеймить серебряные и золотые украшения. Были созданы пробирные палаты, содержание драгоценного металла в сплаве необходимо было контролировать.

В России появление товарного знака, клейма связано с Киевской Русью. Конечно, началось все с гончарного производства. В XVII веке царским Уставом обязывали ставить клейма на свою продукцию, дабы отличать отечественное от иностранного и избегать плохого качества, потому как мастер нес ответственность за сделанное им. А указами Сената в середине XVIII века обязывали мастеров класть свои клейма для «лучшего распознавания доброты и исправности фабриканта». Тогда же был издан Указ о клеймении отечественных товаров особыми фабричными знаками, «со всеми благами и повинностями», там же прописывали уголовную ответственность за фальшивые клейма. Екатерина II продолжила работу в этом направлении – каждый фабрикант и мануфактурщик обязан был иметь свой штемпель или логотип, как бы мы сегодня сказали.

Логотип пивоваренной компанииВ 1830 году Сенат Российской империи принял Положение «О клеймении фабричных изделий». Товарные клейма (логотипы) должны были содержать имя, фамилию фабриканта и местонахождение фабрики. Обязательное клеймение товаров было отменено. Появился официальный реестр производителей, зарегистрировавших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур. В первый год их было всего 14, через год — 78, а к 1883 было зарегистрировано уже 2913 знаков. С 1857 года начинают регистрировать в России торговые марки иностранных фирм, за 25 лет их насчитывалось около 400.

Все это привело в конце концов к развитию промышленной графики, а затем и созданию логотипов и корпоративного дизайна.

XIX век – бурное развитие промышленности, конкуренция становится все сильнее. Надо искать выходы на рынок, значит, нужна реклама, нечто совершенно особое, не похожее на других: торговая марка, упаковка, привлекательный особый внешний вид, подача изделия, чтобы заманить покупателя.

Логотип компании по производству мотоцикловВесь мир ринулся регистрировать торговые марки. В Великобритании первой зарегистрировалась пивоваренная компания Bass&Co выбрав торговой маркой красный треугольник. Ночь на 1 января 1876 г., проведенная перед дверью патентного бюро сотрудником компании Bass&Co, стоила того. Для еще двух сортов пива он зарегистрировал красный и коричневый ромб. Это первая в мире зарегистрированная торговая марка или логотип, действующая по сегодня, как и оба ромба.

Что же касается нашей страны, в 1965 году руководство СССР ратифицировало Парижскую конвенцию и Мадридское соглашение для международной защиты интеллектуальной собственности. Товарный знак или логотип стали широко использовать как маркетинговый инструмент. Реклама стала двигателем торговли и одним из самых важных элементов развития промышленности, торговли. Trademark (торговая марка) стала лозунгом и синонимом товарного знака, который используется для обозначения своего товара и средство ускорения сбыта. Россия прошла этап борьбы с подделками и использованием чужих торговых марок. Это печально известные 90-е годы. Страна активно с этим борется, старается продвигать свою продукцию и делать ее незаменимой для своих потребителей.

Механизма охраны торговых марок совершенствуются, Россия интегрируется в мировую экономику, отечественные брэнды и торговые марки становятся все больше известные и популярны, страна возвращает веру производителей в возможность защиты собственных прав и эффективность регистрации торговых марок.

Заказ онлайн